На днях я стала свидетелем разговора матери и дочери. Девочка-подросток бунтовала и отстаивала свою правоту. Мама обвиняла дочь в том, что не помогает по дому. Полы не моет, мусор не выносит, в готовке еды не принимает участие.
Право ребенка вносить свой вклад — важная составляющая воспитания личности. Такого принципа придерживался Л. Рон Хаббард и я с ним полностью согласна.
Возраст здесь не имеет значения. Человек может отдавать куда больше, чем он получает, и чувствовать уверенность. Как только он начинает отдавать меньше, чувство незащищенности, неуверенности настигает его. Есть хороший пример, иллюстрирующий это. Вспомните момент, когда все, кроме вас, пришли с подарками на праздник, а вы пришли с пустыми руками. Как вы себя чувствовали в этот момент?
На самом деле с раннего возраста каждый ребёнок естественным образом пытается компенсировать родителям их заботу о нём и начинает вносить свой вклад. Вот младенец, который делится своей первой улыбкой при виде мамы или папы. Чуть постарше он будет приносить вам свои игрушки и отдавать их в игровой манере, ведь это очень ценные вещи, которые у него есть. С прогулки он может принести вам цветочек, веточку или даже жука, которого поймал специально для вас. А танцы, стихи, открытки своими руками или помощь маме на кухне — всё это искренние импульсы сделать свой вклад. И если побуждать его к этому и не останавливать, можно избежать участи воспитать бесполезное и беспомощное дитя.
В жизни есть один закон: человек всегда будет восставать против кого угодно или чего угодно, что даёт ему больше, чем он отдаёт в ответ. Родители изначально дают своим детям больше, чем они возвращают. Они даруют жизни, растят и заботятся, пока взрослые дети не станут для них опорой.
Что же делать, если бунтующий ребёнок настолько идёт по наклонной, что нарушенный обмен грозит катастрофой?
Решение есть. Позвольте ребенку внести свой вклад. То, что он сам решил сделать и делает, а не указания с вашей стороны. Только его личное побуждение и затем гордость и самоуважение за достигнутую цель дадут ему ощущение защищённости и уверенности.
Обсуждая эту тему со своими знакомыми, я поинтересовалась тем, какой вклад в создание семьи делают их дети. И вот что они ответили:
«Дети в нашей семье имеют равные права и обязанности с родителями. Конечно, они могут и гулять, и отдыхать, но, если нужно они готовят и кормят родителей, когда мы с дороги или устали. Наводят порядок на приусадебном участке. Старшие смотрят за младшими. Иногда наши дети организовывают отдых для всей семьи, у них это здорово получается», — Татьяна Л.
«Дети делают уборку сами. Хорошо учатся, и мне не приходится делать с ними уроки. Порой я сама обращаюсь к ним за советом по домашним вопросам. Ещё они создают и поддерживают позитивный настрой дома», — Дарья К.
«Наши сыновья могут и по хозяйству маме помочь — продукты купить и разложить, сумки донести. Когда живут у бабушки, печку топят и снег чистят во дворе, что здорово помогает», — Дмитрий Т.
Есть ещё один важный компонент, который стоит упомянуть. Это информация. Как ваш ребенок должен узнать о том, как он может быть полезен своей семье? Когда он маленький, у него нет понимания того, как устроена жизнь. Ответственность взрослых состоит в том, чтобы рассказать ребёнку всё о том, как функционирует семья. Откуда берутся одежда, еда, чистая машина, деньги? Как их зарабатывают?
Как только ваш ребенок поймёт, как всё устроено, он сам примет решение, какую роль он сможет играть в семье и какой вклад вносить.
И вам останется только позволить ему это делать!
Елизавета Шаламова