«Меня часто спрашивают, как нам с дочерью удалось избежать мобильной зависимости. Самая основная идея здесь — сделать так, чтобы реальный мир стал в разы интереснее виртуального», — считает автор статьи.
История двухлетнего ребёнка
У наших знакомых двухлетний ребёнок, и он постоянно держит в руках телефон с мультиками. А что происходит вокруг, он просто не видит. Каждая попытка забрать игрушку заканчивается истерикой (при этом он так истошно орёт, что сначала мы даже думали, что ребёнка бьют). Когда я спрашивала, что у них происходит, трое взрослых стояли в растерянности, а бабушка, вздохнув и закатив глаза, ответила: «Мультик не тот поставили».
Да, они понимают, что проблема существует, и как могут пытаются её решить. Отвели ребёнка к психиатру. Получили диагноз «аутизм» . Одним из его признаков и является отстранение от внешнего мира. Теперь ребёнок на антипсихотиках . Родители говорят, что доверяют психиатру, что состояние ребёнка немного улучшилось: он стал меньше орать. Похоже, именно это они и считают своей проблемой. Ну а телефон всё равно постоянно в руках. Внимание ребёнка приковано к этим картинкам, и он всё так же не видит мира вокруг. Что ждёт такого ребёнка дальше? Сможет ли он легко адаптироваться в новом окружении? Или вырастет необщительным и неактивным? Или наоборот, будет активно и грубо добиваться своего, не считаясь с мнением других?
Как гаджетом пользуется моя дочь
Расскажу немного о своей дочери. Доминика всегда относилась к гаджетам как к инструменту. Да, она часто видела айфон у меня в руках, но книги для неё всегда были гораздо интереснее. Я часто находила для неё в телефоне дефиниции неизвестных слов и картинки неизвестных предметов. Свой айфон у дочери появился, когда ей исполнилось 7 лет. Она собиралась на каникулы со старшей сестрой в Крым, и мы решили, что неплохо было бы оставаться на связи.
И сейчас она использует его в основном как мессенджер. Она сама создала группу в ватсапе (для папы, меня, её сестры и пары взрослых друзей семьи). Назвала группу «Хороший день». Очень удачная была идея. Мы каждый день делимся друг с другом успехами, осознаниями, опытом, идеями… Часто она задаёт мне вопрос, а я советую ей поискать ответ в интернете. Она находит, зачитывает мне, показывает картинки. Я тоже узнаю много нового. В общем, это удобный инструмент.
Но я знаю, что он не оказывает на неё какого-то отрицательного влияния. Она хозяйка своему гаджету, а не он владеет её вниманием. Пользуется она им минут по 10–15 в день, иногда 30 минут, если мы созваниваемся по видеосвязи. Но когда она его использует, он ей действительно помогает в общении и обучении.
Как нам с Доминикой удалось избежать мобильной зависимости
Меня часто спрашивают, как нам с дочерью удалось избежать мобильной зависимости. Самая основная идея здесь — сделать так, чтобы реальный мир стал в разы интереснее виртуального. И вот что я для этого делала.
Задолго до того, как дочка начала говорить, я внимательно следила за тем, чтобы моя речь состояла из очень простых слов, и я обязательно давала посмотреть ей на то, о чём говорю.
Когда мы говорим ребёнку: «Осторожно, не испачкайся!», «Будь аккуратнее!», «Не урони!» и тому подобное, — он, как правило, не представляет себе, что мы имеем в виду. Зато когда он уже испачкался, вся картина у него перед носом. Самый подходящий момент, чтобы обозначить это явление! «Смотри, испачкался. Видишь? Тут чисто, а тут грязно».
Материальные предметы — и особенно действия, связанные с ними, — необходимы малышу как воздух! Мы часто даём ему слишком много идей. Объясняем что-то, рассуждаем, добиваясь, чтобы он понял, как надо и как не надо… Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» здесь как нельзя кстати. Мне всегда было важно, чтобы Доминика училась делать выводы сама.
Книжки для дочери я выбирала очень тщательно. Стихи и коротенькие рассказы с самым простым содержанием. Почитайте так называемые «потешки», предназначенные для грудных младенцев, и попробуйте разобраться со значениями слов. Там сам чёрт ногу сломит! И не надо недооценивать роль непонятых слов: это не просто звуки — это символы, которые остаются непонятыми и приводят к неспособности общаться!
Так что даже при чтении самых простых стихов я убеждалась, что дочери там всё понятно. Это не трудно определить. У ребёнка не угасает интерес — вот и весь тест. Он не засыпает, не отвлекается и не смотрит на вас бессмысленным взором, как на клоуна. Он УЧАСТВУЕТ в процессе!
И вот так, читая и проясняя значения слов (а также находя живое применение этим идеям в жизни), мы прекрасно проводили время, пока Доминика в 2,5 годика не начала пристальнее вглядываться в слова на странице и пытаться прочитать их самостоятельно. Понимаете, она действительно уловила этот момент: эти закорючки что-то сообщают! Это информация! Данные!
Я начала показывать ей отдельные буквы, и она обнаружила, что сама может отыскать в тексте такие же. Мы вылепили букву «А» из пластилина. Потом «М». Потом «МАМА». Когда она провела по ним пальчиком и сама прочитала, на её личике было такое ликование! В этих значках содержалось ПОСЛАНИЕ! И она его получила!
Следом появился букварь. Я помогала только вначале. Когда у Доминики получилось прочесть «АУ» слитно, моя задача заключалась уже просто в том, чтобы «дуть ей под крылья» и помогать тренироваться, тренироваться и тренироваться, пока не получится. Её способность читать (И ПОНИМАТЬ прочитанное!) росла как снежный ком.
В три года она уже приемлемо читала любой текст (и теперь у меня появилась проблема — как успевать ей всё это пояснять?). Она читала всё, что видела вокруг. Названия станций метро, лозунги в магазинах (даже о вреде курения) надписи на листовках… Да, мне приходилось тут же, по горячим следам, прояснять с ней прочитанное. Надо признать, мне это тоже пошло на пользу — у меня поднимался коэффициент интеллекта.
Ближе к четырём годам, когда на счету у Доминики были уже десятки самостоятельно прочитанных книг, она заявила, что ей нужен словарь.
Сейчас ей 7 лет. Осенью она сдала экзамены за 1-й класс. А спустя 3 месяца она заканчила второй. Просыпается с книгой и засыпает с книгой. И она очень интересный собеседник.
Что мне прежде всего помогло и как родители могут помочь ребёнку
Вот самое важное, что помогло мне:
- Я старалась всегда быть с ней в общении. И не «затыкала» её при помощи гаджета. Я поняла, что это важная часть моей роли матери — присутствовать, воспринимать ребёнка, общаться с ним, помогать ему в его поисках.
- Реальный мир — вот что интересно. Как правило, любой нормальный ребёнок стремится смотреть вовне, узнавать, исследовать, пытаться, достигать предметов вокруг.
Вот как родители могут помочь ребёнку открыть для себя этот мир:
- Заняться совместным физическим трудом, гулять на свежем воздухе;
- Давать ребёнку небольшие поручения (и подтверждать его успехи), потом давать ему более важные и сложные поручения.
- Расширять словарный запас ребёнка, убеждаться в том, что ребёнок понимает слова, которые ему говорите, помогать ему соотносить слова и реальный мир.
Ещё одна подсказка: ребёнок должен быть занят, делать что-то полезное, при этом его нужно научить занимать своё время самостоятельно, например:
- Сложить журналы в стопку,
- Протереть пыль,
- Навести порядок в игрушках или на столе
- Помыть посуду,
- Постирать носочки
Мой опыт даёт мне возможность утверждать, что зависимости от мобильного телефона можно избежать, а значит и преодолеть. Родители в состоянии это сделать. Уделите внимание ребёнку, выслушайте его вопрос, покажите, как что-то делается, выясните вместе с ним. Не поддавайтесь искушению сунуть ему под нос мелькающие картинки, чтобы он отстал. Если ребёнок будет знать, что вы готовы уделить ему внимание, то он вполне поймёт, если в какой-то момент вы не сможете сделать это прямо сейчас.
Это всё, на чём я построила воспитание и почему у моей дочери нет проблем с зависимостью от мобильного.
Мария Тирликене, мама