«Грамотность по себе не есть просвещение, а только средство к достижению его», — сказал около двухсот лет назад русский писатель и составитель словаря русского языка В.И. Даль. Я решил выяснить, что думают о грамотности наши современники и провёл опрос среди россиян.
На вопрос «Зачем человеку нужно быть грамотным?» ответы разделились на две категории. Большая часть опрошенных (67%) считают, что умение читать и писать позволяет людям «общаться друг с другом» и добиваться состояния, когда «ты понимаешь других, а другие понимают тебя». Ещё 30% ответили, что грамотность нужна людям, чтобы «получать знания и информацию для жизни». То есть 97% опрошенных считают грамотность инструментом для получения знаний или для достижения понимания между людьми, а не самоцелью.
Отвечая на вопрос об уровне грамотности граждан России, 63% опрошенных оценили его как «удовлетворительный». При этом в ответах указывалось, что принявшие участие в опросе россияне наблюдают снижение уровня грамотности у молодого поколения. 17% оценили уровень грамотности как «хороший» или «плохой».
На вопрос о том, кто несёт ответственность за грамотность людей, опрошенные давали несколько ответов. Наиболее часто встречающийся ответ — «родители», так как они «должны привить ребёнку первые навыки интереса к обучению». Также назывались «учителя/преподаватели» как те, кто «обеспечивает базовые знания». В качестве ответственного называли и «самого человека». Акцент делался на том, что старт становлению грамотности дают родители, потом эстафету принимает школа, а затем это становится ответственностью самого человека.
Можно наделить кого-то ответственностью, но при этом возникает вопрос: «Имеется ли у человека желание брать её?» Можно заставить человека что-то сделать, но с ответственностью такой трюк вряд ли пройдёт. Поэтому я решил посмотреть, кто может быть заинтересован в том, чтобы люди были грамотными. Кому это может быть действительно нужно?
«Если кто-то не в состоянии добиться, чтобы окружающие его люди учились и приобретали знания, его собственная работа может стать гораздо более трудной или даже непосильной и его потенциал выживания может значительно снизиться», — заметил философ XX века Л. Рон Хаббард. Скорее всего, тот, кто хочет сделать свою долю не такой тяжёлой и выживать, может быть заинтересован в том, чтобы другие становились грамотными. На кону стоит его собственное счастье.
Уверен, такие люди есть не только среди родителей и учителей. В принципе это может быть любой «идущий по улице человек». Если человек заинтересован в счастье, ему нужно знать ответ на вопрос «Как его достичь?». Ответить на этот вопрос ему может помочь совет Л. Рона Хаббарда:
«Вы можете помочь другим учиться и усваивать знания, просто предоставив в их распоряжение необходимые им данные. Вы можете помочь им, просто давая понять, что замечаете и цените то, что они чему-то научились и стали более компетентными. Если хотите, вы можете сделать ещё больше: вы можете помочь им (не вдаваясь ни в какие дискуссии) отсеять ложные данные; вы можете помочь им найти и посмотреть в словаре значения слов, которые они не поняли; вы можете помочь им найти и устранить причины, из-за которых они не учились и не усваивали знаний».
Владимир Оллыкайнен